на главную страницу
информация о Центре
информация для родителей
скачайте и заполните форму заявления
как нас найти
 
 

 

 
Зачем нужна сменная обувь и почему надо снимать верхнюю одежду в помещении.
 
    Напоминаем, что соблюдение санитарно-эпидемиологических норм в Учреждении является требованием Устава ГБОУ ЦДТ «Ново-Переделкино», а также СанПин 2.4.2.2821-10 и СанПин 2.4.4.1251-03.

Насколько чист воздух, которым мы дышим в образовательном учреждении, и что нужно сделать для того, чтобы воздух стал чище?

Когда мы прошли по улице на нашей обуви и одежде скапливается уличная грязь, в помещении она становится пылью и витает в воздухе.

Чем опасна пыль?

Состав и влияние на здоровье человека обычной бытовой пыли все чаще становится предметом научных исследований и обсуждений на международных симпозиумах. Еще в 1993 году в журнале 'Биологические науки' был опубликован прогноз Всемирной организации здравоохранения - к началу XXI века самыми распространенными будут аллергические заболевания. Теперь мы видим, что так оно и есть.

По информации Института иммунологии, каждый третий житель России подвержен аллергии, а в ближайшем будущем аллергиком будет каждый второй. От бронхиальной астмы на сегодняшний день страдает 12% населения России, тогда как в странах Европы и США эта цифра составляет 5%. По прогнозам, в ближайшие годы процент больных астмой может повыситься в России до 30.

Причем эти заболевания настигают людей не на улицах, а в помещениях.

Изученная под микроскопом, прошедшая через химический и спектральный анализ и биологические исследования, домашняя пыль оказалась намного опаснее уличной.

Самый неприятный компонент пыли - это микроскопические пылевые клещи размером от 100 до 300 микрон, которые питаются нашей кожей

Подсчитано, что в 1 г домашней пыли может обитать до 30 тысяч таких клещей. В жилые помещения они попадают с одеждой, обувью. Эти клещи не являются паразитами человека, но продукты их жизнедеятельности часто вызывают аллергию.

Биологический анализ выявил в образцах пыли опасные для здоровья виды плесневых грибков, их споры и большое разнообразие бактерий, в том числе условно-патогенных.

Воздух внутри школы и любого другого учреждения практически всегда более пыльный, чем на улице. Ведь при проветривании комнаты, когда потоки уличного воздуха входят через форточку и выходят через вентиляционные решетки или через другую форточку, скорость и направление воздушного потока постоянно меняются. При этом пыль выпадает в осадок, а на улицу выходит очищенный в комнате воздух.

Специалисты измерили, что за сутки мы вдыхаем вместе с воздухом в среднем около двух столовых ложек пыли!

И чем мельче пыль, тем глубже она проникает в наши легкие. Частицы пыли повреждают стенки альвеол, нарушая первый иммунный барьер и открывая путь инфекциям и аллергенам.

 

Во время отопительного сезона воздух становится суше .

Так что серьезно заболеть от пыли дома или в школе гораздо вероятнее, чем на улице, где мелкая пыль уносится ветром, прибивается и смывается дождем.

В уличной обуви воздух к ногам не поступает, и как следствие развиваются разные болячки и грибки. Чтобы избежать этих неприятных последствий, ножкам необходимо «дышать».

Пылевой клещ

Пылевые клещи – это паукообразные насекомые, размером от 0,1 до 0,5 мм. Они все время живут рядом с людьми, потому что наиболее удобная для человека среда является комфортной и для этих насекомых. Температура 18-25 градусов, влажность от 55% – самые подходящие условия для пылевых клещей. В обыкновенной домашней пыли их найдено около 150 видов.

В 1964 году иностранные ученые обнаружили в пыли, собранной в разных домах, клещей (семейство Pyroglyphidae, из вида Dermatophagoides pteronyssnus).

Концентрат пыли, в которой был пылевой клещ, вызывал аллергическую реакцию у людей, страдающих аллергией на пыль. Выяснилось, истинная причина такой аллергии - не пыль, а именно пылевой клещ. На сегодняшний момент известно более сотни видов пылевых клещей, которые потенциально могут жить в наших квартирах.

Пылевые клещи – мельчайшие существа, размером 0,1 – 0,23 мм, зависит от фазы развития. Невооруженным глазом они не различимы, и увидеть их можно только при увеличении примерно в 30 – 40 раз.

Несмотря на близость к человеку, сам по себе пылевой клещ относительно безопасен. Они не кусаются, не сосут кровь, не портят продукты и не переносят инфекционные заболевания, в отличие от мышей, крыс, мух, не разносят яйца паразитов, в отличие от тараканов, муравьев, однако у мелких фрагментов пылевых клещей (до 40 микрон) и продуктов их жизнедеятельности (особенно фекальных частиц) есть исключительная способность вызывать аллергическую реакцию. Попадая в воздух, эти частицы подолгу не оседают, а при вдыхании попадают в дыхательные пути человека, что наиболее опасно для астматиков и аллергиков. Домашний пылевой клещ живет около четырех месяцев. В течение этого времени пылевой клещ производит экскрементов в 200 раз больше собственного веса.

Клещевые аллергены, проникая в организм человека, вызывают аллергическую реакцию: идет выработка антител, высвобождаются вещества «посредников», например, гистамин, и т. д. Затем так называемое «клиническая» реакция аллергии – бронхиальная астма или дерматит. Конечно, надо понимать, аллергия возникает не каждого человека, а только у людей с предрасположенностью к данному заболеванию, например, по генетике. И все же аллергия распространена по всему миру. Пылевой клещ найден во всех странах, на всех континентах, и соответственно везде есть люди, страдающие аллергией «на пыль».

Основная причина аллергии, появляющейся у человека, – отходы жизнедеятельности пылевых клещей, которые в 200 раз превышают их собственный вес. Человек вдыхает компоненты, которые оставляют после себя эти насекомые, и, как следствие, его дыхательные пути становятся более восприимчивым к различным заболеваниям. На сегодняшний день около 150 видов пылевых клещей содержится в обычной пыли. Наибольшую опасность представляют Dermatophagoides farinae и Dermatophagoides pteronyssinus.

Симптомы аллергии на пыль

Ринит

Наверное, симптомы аллергии на пыль известны почти каждому. Самый распространенный признак – аллергический ринит, который раньше называли «сенной лихорадкой». Это не особенно тяжелое заболевание, однако оно способно изрядно испортить жизнь. Чиханье, прозрачные выделения из носа, зуд и ощущение жжения в носоглотке, головная боль, слезоточивость – все это признаки аллергического ринита.

Он начинается с легкого щекотания в носу и перерастает в непрерывное мучительное чихание. Со временем аллергический ринит может перерасти в астму. Его может вызвать почти любой аллерген – шерсть животных, плесень, даже некоторые пищевые продукты. Но основной виновник все тот же – пыль.

При контакте с аллергеном реакция может быть мгновенной. Но она бывает и замедленной. Такая реакция обычно проявляется при постоянном контакте с аллергеном. Вы можете залезть в пыльную кладовку и не почувствовать никаких неприятных ощущений. А через несколько часов уже страдать от ринита, не понимая, что его вызвало.

Конъюнктивит

Другой распространенный симптом аллергии на пыль – конъюнктивит. 15% всего населения хотя бы раз сталкивались с этой проблемой. Это состояние характеризуется покраснением белков, чувством жжения и зуда в глазах. Веки отекают и краснеют, а глаза непрерывно слезятся.

В некоторых случаях страдает само зрение – предметы выглядят «размытыми». Особенно тяжело конъюнктивит переживают те, кто носит контактные линзы. В худшем случае конъюнктивит может закончиться тяжелым поражением роговицы.

Астма

Ринит и конъюнктивит – крайне неприятные заболевания, значительно ухудшающие самочувствие и качество жизни. Однако опаснее всего бронхиальная астма. Аллергическая астма – самая распространенная ее форма. Ей страдает каждый 12 житель России. И, как отмечают врачи, больных становится все больше и больше.

О ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ СМЕННОЙ ОБУВИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Стопа является фундаментом здоровья, поскольку выполняет чрезвычайно важные функции для его формирования и сохранения. Нарушение ее строения и функции приводит к формированию плоскостопия. У детей в связи со слабостью мышечно-связочного аппарата и влиянием ряда неблагоприятных факторов оно встречается довольно часто - в 20-40% случаев. Одним из ведущих факторов риска является нерациональная обувь, в том числе сменная. С учетом длительного использования сменной обуви в образовательных учреждениях особо актуальной эта проблема становится для детских садов и школ.

Плоскостопие у детей связано, как правило, с нарушением рессорной функции стопы, которая способствует снижению силы толчков и ударов при ходьбе, беге и прыжках. При этом дети часто жалуются на быструю утомляемость, головную боль, боль в голени и стопе. У них также нарушается походка. Кроме того, в дальнейшем могут развиться нарушения кровообращения в сосудах нижних конечностей.

Форма стопы влияет также на состояние осанки и позвоночника ребенка. Снижение амортизационных свойств свода существенно повышает требования к рессорной функции позвоночника и может привести к его деформации, а также микротравматизации межпозвонковых суставов и возникновению боли в спине. Одностороннее снижение свода стопы справа или слева приводит к перекосу таза, асимметрии лопаток, плеч и формированию сколиотической осанки и сколиоза.

Важная функция стопы определяется расположением особых, так называемых рефлексогенных зон на подошвенной поверхности, обеспечивающих связь стопы с различными системами организма (сердечно-сосудистой, дыхательной и др.).

Таким образом, стопа, благодаря уникальному строению и важным функциям, оказывает влияние на развитие всего детского организма. Поэтому необходимо уделять особое внимание профилактике деформаций стопы, начиная уже с раннего детского возраста.

Выделяют две группы факторов, влияющие на формирование свода стопы: внутренние, определяемые физиологическими закономерностями роста и развития детского организма (сила мышц и эластичность связок, минеральная плотность костной ткани и др.), перенесенными заболеваниями (рахит), физическим развитием (избыток массы тела) и состоянием здоровья (частые простудные заболевания, хронические болезни) и внешние (нерациональная обувь, недостаточная двигательная активность, длительные статические нагрузки в положении сидя, исключающие локальные физические нагрузки на стопы).

Среди внешних факторов наиболее значимым является влияние нерациональной обуви на формирование стопы. Обувь предохраняет стопу от различных внешних воздействий. В связи с существующими условиями ребенок вынужден длительное время находится в обуви, что противоречит естественному запрограммированному развитию стопы. Вот почему от обуви, особенно ее конструктивных особенностей, во многом зависит развитие и формирование архитектуры стопы.

Для предупреждения негативного влияния нерациональной обуви на стопу необходимо четко соблюдать следующие гигиенические требования:

Обувь должна соответствовать форме и размеру стопы. При этом в носочной части должен быть припуск 5-7 мм, учитывающий увеличение длины стопы за счет ее естественного прироста и под влиянием нагрузок во время ходьбы. Если в обуви не будет припуска, то при удлинении стопы пальцы принимают согнутое положение, что может привести к их деформации.

Обувь не должна быть зауженной в носочной части, поскольку приводит к деформации большого пальца, его отклонению наружу. Чрезмерно свободная обувь также оказывает отрицательное влияние - могут появиться потертости, мозоли.

Подошва в обуви должна быть гибкой. Недостаточная гибкость ограничивает движение в суставах стопы, предъявляет повышенные требования к мышцам голени и стопы, способствуя более быстрому их утомлению и ослаблению. При этом нарушается походка, что оказывает негативное влияние на осанку и позвоночник ребенка. Слишком мягкая подошва (например, в чешках) также недопустима, так как не предотвращает влияние ударов при ходьбе по полу, жесткому грунту и асфальту на суставы и позвоночник.

Подошва не должна быть высокой, поскольку в процессе ходьбы в такой обуви нарушается сцепление пальцев с опорной поверхностью и нарушается толчковая функция стопы. Это приводит к дополнительной нагрузке на мышцы стопы, их ослаблению и более быстрому утомлению.

Важным элементом профилактической сменной обуви является каблук. Наличие каблука и его высота влияют на распределение нагрузки на различные отделы стопы, ее положение, в том числе и на высоту свода. При отсутствии каблука нагрузка на свод увеличивается. При небольшом каблуке свод, наоборот, разгружается за счет перераспределения нагрузки с увеличением ее на передний отдел стопы. Однако каблук не должен быть высоким, поскольку в таком случае нагрузка на передний отдел стопы будет чрезмерной, что приведет к снижению поперечного свода стопы и формированию поперечного плоскостопия.

Каблук в детской обуви должен быть обязательно. Он увеличивает свод стопы, повышает его рессорную функцию, защищает пятку от ушибов, смягчает удар пятки о твердую поверхность при ходьбе, повышает износоустойчивость обуви. Высота каблука для дошкольников не должна превышать 5-10 мм, для школьников - 10-20 мм и подростков - 20-30 мм.

Детская обувь должна иметь фиксированный задник, который позволяет прочно удерживать пяточную кость и предотвращает ее отклонение наружу. Деформация же пяточной кости нарушает устойчивость голеностопного сустава, формирует болевой синдром, а в последствии и плоскостопие (плоско-вальгусные стопы). Наличие фиксированного задника в профилактической сменной обуви для дошкольников является обязательным, в школьной обуви фиксация может быть частичной, в подростковой - наличие фиксированного задника не является строго обязательным.

Обувь должна обеспечивать прочную фиксацию в носочной части. Открытый носок в сменной обуви не способствует устойчивому положению стопы. Кроме того, возрастает угроза травматизации пальцев стопы. Прочная фиксация голеностопного сустава стопы, испытывающего особо высокие нагрузки, должна обеспечивается соответствующими креплениями. Их отсутствие повышает нагрузку на мышцы и связки стопы, что приводит к ослаблению мышц и снижению свода стопы.

Конструкция обуви должна обеспечивать оптимальный температурно-влажностный режим внутриобувного пространства. Повышение температуры способствует расслаблению мышц и, как следствие этого, снижению свода стопы и ее деформации в виде плоскостопия.

Использование стелек рекомендуется только при выраженных деформациях стопы с учетом особенностей ее профиля. Стельки должны быть строго индивидуальны и соответствовать рельефу подошвенной части стопы.

Для профилактики деформаций стопы необходимо также выполнять гигиенические требования, направленные на укрепление всего организма, профилактику простудных заболеваний и обострений хронических болезней, профилактику гиподинамии, рациональное питание, укрепление мышц и связок посредством выполнения корригирующих физических упражнений. Большое значение для предупреждения деформации стопы имеют закаливающие процедуры, а также рациональный режим использования различных тренажеров для стоп.

Для обеспечения оптимальных условий формирования здоровой стопы необходимо, чтобы в каждом образовательном учреждении была организована постоянная и эффективная система контроля за сменной обувью детей с целью ее соответствия требованиям профилактической обуви.

Контроль за сменной обувью должен осуществляться воспитателями групп в ДОУ и классным руководителем в школе путем оценки соответствия обуви каждого ребенка гигиеническим требованиям и заполнения соответствующих карт мониторинга в начале учебного года. В настоящее время разработаны материалы с электронной версией родительского собрания, посвященного сменной обуви, как важного составного компонента школьной формы.

Спасибо за то, что Вы переобуваете своего ребенка в сменную обувь на время занятий, не проходите в Центр в верхней одежде, а также пользуетесь сменной обувью сами! Этим Вы бережете здоровье своего ребенка и других детей!